Необычные выходные в Париже или два дня импрессионизма под красными зонтами

«Импрессионизм» (франц. impressionnisme, от impression – впечатление) – это направление в искусстве, стремящееся к воспроизведению личных переживаний, настроений и впечатлений художника в отрыве от действительности.

А вот современный импрессионист – Леонид Афремов. Вполне соответствует нашему настроению в Париже.

Леонид Афремов - Эйфелева башня

Леонид Афремов — Эйфелева башня

Если в знаменитой цитате «Литературных мечтаний» Виссариона Григорьевича Белинского, которую озвучила Татьяна Доронина (с некоторыми изменениями) в фильме «Старшая сестра», слово «ТЕАТР» заменить на «Париж», то можно понять настроение творческой предводительницы нашей группы, которая собрала нас на эти 60 часов и соблазнила бросить все дела дома и полететь на встречу со столицей Франции. Попробуйте… 🙂

Париж!!! Любите ли вы Париж так, как я люблю его?  То есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить Париж больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как вздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?» 🙂

Этот город как магнит притягивает к себе путешественников со всего мира, ценителей невероятной архитектуры и прекрасного исторического наследия, любителей романтических прогулок и променада по легендарным улицам французской столицы. Романтическая атмосфера Парижа приглашает вас заглянуть в интереснейшие музеи, галереи и кафе.

Красные зонты

Красный – это цвет красоты, это всегда счастливое и радостное настроение. А еще красный зонт – это отдельная тема в изобразительном искусстве и фотографии. Мы предполагали, что это будет дождливое путешествие, ибо в декабре в Париже чаще дождливо, чем солнечно, но были уверены, что оно станет вполне оптимистичным благодаря красным зонтам. И увлекательным и познавательным, так как нас вела по своему любимому городу наш вдохновитель — Лара.

Символом нашей команды были красные зонты.

В первый вечер (пятница 8 декабря) мы проехали по центру города, посмотрели на его предновогоднее убранство домов, дворцов и улиц. Погуляли немного по улицам вечернего города, посмотрели на церковь (Сан Северин) с горгульями.  Вся основная культурная программа начиналась у нас на следующий день.

Вечерние улочки Парижа

Итак, рано утром следующего дня мы уже созерцали внешнее убранство и красоту Гранд-опера́ (Гранд-Опера́; фр. Grand Opéra), в современной Франции известна как Опера́ Гарнье́ (фр. Opéra Garnier) — театр в Париже, один из самых известных и значимых театров оперы и балета мира. День был солнечный и слегка морозный (по французским меркам). Хоть мы и не пользовались красными зонтами в этот день по прямому назначению, но они были еще как отличительный знак нашей группы, чтобы мы видели друг — друга издалека, дабы никто не потерялся.

Один из нас шёл впереди с поднятым красным зонтом — это был наш ориентир в толпе парижан.

Но самое интригующе было то, что нас встречала у стен театра пианистка Саида, которая служит в этом театре и играет на фортепиано. Она рассказала нам об истории и архитектуре театра. И была договоренность, что Саида поведет нас внутрь и мы увидим внутреннюю красоту и роскошь Гранд-опера́. Но некоторые из нас заметили ограду вокруг здания и вооруженных автоматами полицейских. А над площадью завис вертолет. Но мы не придали этому никакого значения, кроме того, что подумали – как же усиленно парижан и гостей столицы охраняют доблестные стражи порядка. А когда мы собрались зайти в здание, то на входе было объявление, что на эти выходные (9-10 декабря) все концерты отменены. Когда узнали – почему, то мысленно все пожелали всего хорошего виновнику этой надписи. Оказалось, что премьер Франции (Эдуар Филипп) решил посетить театр в эти два выходных дня. Чтоб ему там было не скучно! Одному в огромном здании. Фсё, занавес!

Памятник часамЭто памятник часам. По легенде один мсье встретил прекрасную мадемуазель, влюбился, назначил ей свидание на этом месте под часами на следующий день. А она не пришла. Каждый день на протяжении 20 лет он приходил в назначенное время и день к этим часам. И вдруг через 20 лет она пришла.  Говорят, когда он её увидел, подойти к ней не решился. И с тех пор на этом месте стоит памятник часам, по слухам их 20 штук в композиции.

Но мы не унывали по поводу закрытия Оперы, так как у нас были красные зонты (и еще фляжечка настоящего «Порто»), которые  озарили нам дальнейший план действий. Решили согреться и выпить кофейку с круассанами в знаменитой галерее Лафайет, а заодно посмотреть на Париж с крыши галереи.

Оперативный план созрел и мы решили, что побывать в Париже и не посетить музей Родена – это легкомыслие! Тем более, что он находился не очень далеко.

За несколько минут пешком мы дошли до музея.

Музей Родена — третий по популярности в Париже. Пальму первенства удерживает пафосный Лувр, на втором месте уникальный музей Орсе. Роден любим не только французами. Творчество этого выдающегося художника и скульптора давно перешагнуло границы Франции, став достоянием всего мира.

Здание музея выполнено в стиле рококо, и построено в конце 17 века, задумано изначально как гостиница.

В нем останавливались представители местной интеллигенции. Но дольше всех в особняке обитал и творил Огюст Роден — выдающийся французский скульптор. Он жил здесь с 1908 года. Здесь мастер создавал свои произведения, вдохновляясь своей музой — Камилой Клодель.

Однажды власти решили снести здание, но Роден предложил выкупить его и подарить комплекс государству с условием, что здесь будет его музей и мастерская.  Так скульптор спас это величественное строение от сноса.

Роден настолько хорошо знал анатомию человеческого тела, что все скульптуры выглядят как живые! Площадь музея составляет около трех гектар.  Вокруг дома огромный парк, весной и летом очень живописный, в котором тоже находятся скульптуры мастера.  В конце сада есть фонтан. Так же можно отдохнуть в кафе парка. Главные работы и личная коллекция картин и скульптур находятся в самом особняке. На неспешную прогулку по музею и осмотр может уйти полдня.

Рядом находится знаменитый Дом Инвалидов, он был задуман как приют (и больница) для старых и изувеченных солдат. Сегодня в нем огромный военный музей и место, где находится гробница Наполеона Бонапарта.  Но времени на его осмотр нужно очень много, а нас уже ждала в гости прекрасная парижанка и творческая натура — Лола. Мы прошли через мост Александра III, подаренного Парижу Императором России, погуляли по набережной Сены, где мы и встретились с Лолой, которая ждала нас с пакетом французских багет и другой выпечки. По дороге мы зашли в сырную лавку, одну из старейших в Париже, которая работает с 16 века и является семейным бизнесом.

Накупив несколько сортов замечательного французского сыра мы отправились в гости к Лоле. Она живет в историческом доме напротив Лувра. Когда мы зашли во внутренний двор дома через ворота, то удивились тишине, которая сразу возникла после шумных улиц города. Мы увидели тихий, очаровательный парижский дворик со скульптурами и растениями.

В гостях у Лолы

Хозяйка угощала нас прекрасным французским вином, был накрыт стол, звучала Эдит Пиаф. Царила атмосфера настоящего Парижа, мы беседовали, читали стихи, тёплая дружеская обстановка этому очень способствовала.   Время пролетело незаметно, нам уже было необходимо покидать этот гостеприимный и уютный дом, чтобы вернуться в гостиницу. На прощание мы сделали общее фото. Так заканчивался наш первый день в Париже.

Тихий внутренний дворик

Воскресный день 10 декабря начинался с поездки на метро до музея Орсе. Билеты у нас были куплены заранее по интернету, поэтому мы прошли быстрее. Перед музеем было две очереди: за билетами и на вход в сам музей уже с билетами, т.к. здание имеет два входа. Вход слева предназначен для посетителей, которые собираются приобрести билет в кассе музея. Вход справа — для имеющих билеты или право приоритетного доступа. При входе есть возможность взять план музея на русском языке с обозначением залов.  Сюда стремятся попасть все любители живописи, особенно почитатели творчества импрессионистов.

Музей Орсе содержит самую большую коллекцию импрессионистов и постимпрессионистов со всего мира. Более 5000 картин, в том числе признанные мировые шедевры: картины Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Клода Моне и Огюст Ренуара. Помимо этого экспозиция содержит огромную коллекцию французской живописи и скульптуры середины 19 – начала 20 века, работы мастеров, работающих в жанрах романтизма и натурализма, неоклассицизма и эклектизма, немного декоративного искусства, а также создававшие произведения в жанре «нового искусства» – арт-нуво. Эта крупнейшая коллекция расположена на пяти этажах здания, которое ранее было железнодорожным вокзалом. Этот факт придает музею особый шарм, привлекая около трёх миллионов гостей в год. Задумка авторов проекта была в том, чтобы гости, гуляя по залам музея-вокзала, как бы совершали   захватывающее путешествие, но уже не по железному полотну, а по миру истории живописи и скульптуры. Стоит отметить, что здание претерпело разрушения и угрозу сноса через 40 лет после своего закрытия как вокзала, но нашлись энтузиасты, которые решили реконструировать вокзал в музей с идеей путешествия по миру искусства. В 1986 тут был торжественно открыт музей.

Что следует непременно посмотреть в музее Орсе из самых известных картин ( по мнению некоторых искусствоведов):

• «Руанский собор» Клода Моне (34-й зал, верхний уровень).
  • «Завтрак на траве» Эдуарда Мане (29-й зал, верхний уровень)
  • «Олимпия» Эдуарда Мане (14-й зал, нижний уровень)
  • «Цирк» Жоржа Сера (45-й зал, верхний уровень)
  • «Звездная ночь» Ван Гога (35-й зал, верхний уровень)
  • «Семейный портрет» Эдгара Дега (13-й зал, нижний уровень)
  • «Бал в Мулен-де-ла-Галетт» Огюста Ренуара (32-й зал, верхний уровень)
  • Arearea Поля Гогена (44-й зал, верхний уровень)
  • «Рождение Венеры» Александра Кабанеля (3-й зал, нижний уровень)

«Происхождение мира» Гюстава Курбе – очень скандальная и провокационная картина. Её легко каждый найдет сам по названию в сети.  Еще большую интригу добавляет версия  обнаружения верхней части этой картины ( о ней подробно тут)

Вехи жизни

Меня лично «торкнуло» вот это: рождение, любовь и смерть. Так художник Жорж Лакомб видит основные этапы человека в этом мире.  Две картины помещены рядом, хотя созданы были в разное время.  Выполнены как резьба по дереву. Работал больше как скульптор, но есть и картины. Работал в стиле символизма, его работы в стиле декоративно-прикладного искусства весьма популярны.

Вообще, осматривая работы художников разных стилей становится очевидным, что все мы воспринимаем мир по своему. Каждый оценивает окружающий мир в меру своего восприятия.  Если бы было какое-нибудь общее представление об этом мире, наверное не было бы великих мыслителей, не было бы ученых, художников, музыкантов, поэтов.  Над работой Лакомба можно остановиться на минуту-другую, задуматься о смысле жизни и пойти дальше по галерее Орсе в поисках того, что мило лично тебе.

Есть работы художников, которые ассоциируются у меня лично  со словами известного персонажа Ильфа и Петрова:  «Да, я не реалист! Да, я вижу мир иначе, чем вы! И что с того? Да, я вообще за условное искусство! Ну, давайте же спорить! Дайте доехать хотя бы до Самары!» 🙂

Мне  более милы  жизнеутверждающие произведения типа таких…

Как то больше радуют душу 🙂

или эти творения

И есть картины, на которых четко прослеживается влияние времени. Трещины покрывают полотно. Что заметно при более близком рассмотрении. Это отчетливо видно на примере картины художника   Гектора Леру с названием «Геркуланум».

Гектор Леру, Геркуланум, 1881

Фрагмент Геркуланум

Это город, погибший (как и Помпеи) в 79 году при извержении Везувия. Кстати, он очень хорошо сохранился, так как не был засыпан пеплом (как Помпеи), а залит пирокластическим потоком. Археологи древний Геркуланум  раскопали в первозданном виде, посмотреть, как он выглядит можно тут

Фото можно увидеть по ссылке обалденные, архитектура и технологический уровень той эпохи потрясают.

На осмотр экспонатов Орсе у нас было 3 часа. Но если вы хотите обойти абсолютно все экспозиции, то и целого дня будет мало.

Как нас учила наш творческий вдохновитель: «С осмотром музея Орсе лучше не пресытиться, а оставить что-то и на следующий раз».

Тем более, что духовной пищи мы уже отведали достаточно и наши организмы требовали пищи обычной. Тут наша команда разделилась по вкусам и интересам.  На улице зарядил дождь и под своими красными зонтами мы отправились на поиски места, где порадовать себя французской кухней и не огорчить наши кошельки. Набрели на симпатичное заведение недалеко от музея Орсе (5 минут ходьбы) —  кафе-ресторан «Муха», названное так в честь знаменитого чешского художника. Mucha Cafe-Restaurant (Ресторан «Муха», Париж), адрес 227 boulevard Saint Germain. Кухня очень вкусная, персонал приятный, есть меню и на русском. Общались на английском, даже пару слов нам сказали и по-русски («спасибо» и «карашо»).

Вообще в Париже я впервые понял, что английский там не особо в почёте, особенно, среди «французов неевропейского происхождения».

Вечером нас ожидало еще одно приятное событие: небольшой концерт фортепианной музыки в исполнении замечательной пианистки Саиды, которая познакомила нас в первый день с историей Гранд-опера́.  Мы все, как завороженные, в полной тишине слушали потрясающее исполнение. Впервые мы увидели вблизи —  как «порхают» волшебные руки, извлекающие волшебные звуки из рояля. Час с небольшим пробежал как одна минута, и прерывался только аплодисментами после каждого исполнения.

Расходиться не хотелось, но время, на которое был нам выделен небольшой зал, уже закончилось. Мы поблагодарили Саиду за прекрасный вечер и отправились на заключительную прогулку по вечернему предрождественскому Парижу. Следующим утром мы улетали домой. Такие вот получились культурно-насыщенные выходные в Париже.