Дельфы и Фермопилы.

[tp_search_shortcodes]
Невозможно найти поисковую форму с идентификатором "3"

 

 

Как я уже сообщал в статье о Метеорах наша поездка была с заездом в древний город Дельфы.

По дороге из Афин в Дельфы наш путь пролегал через живописную деревушку Арахова, которая расположена 950 м над уровнем моря, прямо у подножия горы Парнас.

Склоны около деревни покрыты оливковыми рощами и грецкими орехами, которые тут выращивают местные жители. На одном южнославянском языке «orah» – это грецкий орех. Говорят, что название деревни и произошло от этого слова. По словам гида — основной вид деятельности жителей скотоводство, выращивание оливок и грецких орехов. Зимой – это замечательное и оборудованное место для любителей горных лыж.

Затем мы подъехали к еще одному известному всему миру месту – Фермопилы. Как гласит история древней Эллады, возглавлял сражение царь Спарты Леонид. Сражались греки с крупнейшей армией того мира – персидской. Персия была величайшей империей того времени, которую возглавлял Ксеркс. Было это в 480 году до .н.э. Против почти двухмиллионной армии персов греки выставили четыре тысячи воинов, среди которых были знаменитые триста спартанцев.  Леонид взял на верную смерть только тех спартанцев, у кого уже были сыновья. Когда ему предложили взять хотя бы тысячу воинов, Леонид отказался.  Царь ответил: «Чтобы победить, и тысячи мало, чтобы умереть, довольно и трехсот».

Греческие боевые корабли (271 триера) стали на якорь у северной оконечности острова Эвбея, поджидая флот Ксеркса. Слева от их позиции сухопутная дорога шла вдоль горного склона по самому морскому берегу через теснину, которая получила название Фермопилы («Теплые ворота») из-за горячих серных источников, которые до сих пор существуют в этом месте. В самом узком месте Фермопильского ущелья, как сообщают древние историки, едва могла проехать телега. Именно это место и было избрано эллинами для обороны, т.к. здесь персам было трудно использовать свое подавляющее численное превосходство. Когда Ксеркс узнал, что его многочисленной армии противостоит горстка греков, он решил, что противник не в своем уме, и вызвал к себе бывшего спартанского царя Демарата, который был изгнан из Спарты и нашел приют в Персии. Был выслан дозор, который увидел безмятежных греков. Оказалось, что одни из спартанцев, которые находились у самой стены, распевали песни, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах, другие занимались своей шевелюрой, тщательно расчесывая волосы. Ксеркс не знал, что в мирное время спартанцы подчинялись жесточайшей дисциплине, и только во время войны допускались послабления, можно было заботиться о своей внешности и развлекаться пением военных песен, поэтому война для спартанцев всегда была праздником. Демарат объяснил, что такое поведение спартанцев может означать только одно: они готовятся к смертному бою и дорого продадут свою жизнь. Ксеркс не поверил и четыре дня выжидал, надеясь, что эта горсть безумцев либо разбежится, либо сдастся. Не дождавшись, он отправил к Леониду парламентера с требованием в двух словах «сложи оружие». Царь Спарты ответил также лаконично, в двух словах: «Приди и возьми». (др.-греч. Μολὼν λαβέ).

Как пишет Википедия: «Фраза стала девизом первой греческой армии и американского Центрального командования специальными операциями.» Ну, если с наследниками спартанцев все понятно, то причем тут американцы, которые пока не победили на поле боя ни одного серьезного противника (тем более превосходящего или равного по мощи) – не понятно.

Далее судьба отважных спартанцев известна всем. Прошли века. Море отступило от ущелья Фермопилы, но слава греческих воинов увековечена потомками у того места, где произошла великая битва. Памятник царю Леониду и его спартанцам установлен у подножья ущелья Фермопилы. После осмотра этого места мы отправились к Дельфам.

Дельфы  расположены в юго-восточной Фокиде, является археологическим памятником, включённым в списки Всемирного наследия.  Древние руины города расположены примерно в 10 км, от побережья Коринфского залива, на склоне горы Парнас, на высоте около 700 метров над уровнем моря. В древности это был религиозный и спортивный центр, объединяющий древние греческие города-государства (полисы). В нём проводились как спортивные состязания (общегреческие Пифийские игры), так и состязания (как сейчас говорят) деятелей искусств. Тут с 6 века до н.э. устраивались атлетические соревнования, гонки на колесницах на стадионе. В театре устраивались состязания лучших музыкантов и певцов.  Пифийские игры были вторыми по значимости после Олимпийских игр. Тоже проводились раз в четыре года.  И история этих игр закончилась как и древних Олимпийских, примерно около 394 г до н.э., как языческий пережиток. Запретил этот «пережиток язычников» римский император Феодосий I  в те коды, когда Греция была под властью Рима.  Эти игры, как и Олимпийские, были связаны с древнегреческими богами и героями. Существует множество легенд о том, как и кем были организованы игры. По одной из главных версий даже Олимпийские игры обязаны своим началом Дельфам.  Царь Ифит, видя, как его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы к жрице Аполлона Пифии, которая передала ему повеление богов: устроить угодные им (богам) общегреческие атлетические состязания. Потом Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский реформатор Клиосфен установили порядок проведения этих игр и заключили священный союз. Олимпию, где должны были начаться эти состязания, объявили священным местом. Любой, кто появится в этом месте с оружием, становился преступником и достойным гнева богов и их кары.

Дельфийские игры означали для древних эллинов место священное, как общий очаг Эллады, как духовная столица эллинского мира, где они чувствовали единение нации. Недаром слово δελφύς с греческого толкуется как лоно, матка, утроба. А родственное ему   αδελφός – брат, т.е. единоутробный.  Это место у древних эллином считалось пупом Земли.  Этим фактом пользовались дельфийские жрецы, которые столетиями сохраняли не только свое религиозное влияние, но и политическое.  Благодаря такому статусу Дельфы даже стали городом, который являлся центром еще и кредитных операций того времени.

Теперь о самой архитектурной композиции. Дельфы имели несколько храмов. Самый главный и крупный – святилище Аполлона 6-4 век до н.э.  Снаружи храм был богато украшен золотом. Несущие балки между колоннами храма его был увешаны, как и в Олимпийском храме, золотыми щитами. Их подарили Дельфийскому храму Аполлона афиняне после Марафонской победы. С передней стороны была широкая лестница. Перед храмом стоял под открытым небом жертвенник, на котором каждый день была приносима жертва Аполлону. Возле алтаря находился волк, вылитый из меди, который являлся   символом искупления греха, которое получал в храме вбежавший в святилище убийца.

Так же сохранились остатки древних сокровищниц сифинийцев, эолийцев и мраморной сокровищницы афинян, остатки храмов Афины и Геи. Особенно привлекает внимание туристов  Дельфийский возничий Хениокос (бронза), одна из самых популярных статуй, которые пережили Древнюю Грецию. Сохранился благодаря вулканическому пеплу. который засыпал город много веков назад. Фигура выполнена в натуральную величину.

Раскопан из-под тысячелетних песков англичанами этот древний город был в 1892 году. С тех пор тут идут работы археологов. Неподалеку от места раскопок находится археологический музей. В котором собраны все находки древнего города. Там собрана великолепная коллекция, которая будет интересна не только увлекающимся древностью, но и простым туристам. За последние сто лет тут собраны древние кувшины, амфоры, осколки барельефов и статуи из слоновой кости и золота, а также находки до дельфийского периода, которые являются основными сокровищами музея. Коллекция содержится в превосходном состоянии и будет интересна всем, кто интересуется античностью. Там есть и масштабный макет воссозданного архитекторами и археологами лика древнего города, на котором видно, как выглядели храмы и постройки древних Дельф.

Полезная информация:

Советую не ходить по раскопкам в жару, лучше это время провести в прохладе музея. А уже потом ознакомиться с древними экспонатами на месте раскопок. Входной билет стоил 9 евро. Время работы с 9.30 до 17.00.

Если вы решили ехать в Дельфы своим авто, то следует ехать по дороге Афины-Ламия. В районе Орхоменоса нужно свернуть к лыжному центру в Парнасе. Кстати, это еще одна причина поехать в Дельфы не летом, при условии, что вы увлекаетесь горными лыжами. Дорога горная и извилистая, время в пути около двух-трех часов. Так можно добраться поездом из Афин, или автобусом. Автобусы отправляются с терминала «В» афинского автовокзала, с раннего утра до 18.00 каждые 2 – 3 часа, (время в пути – 3 часа, стоимость проезда – 13-15 евро). Обратный путь из Дельф в Афины: с 7.30 утра до 8 вечера (кроме воскресенья). Лучше заказывать групповой тур. Однодневная поездка из Афин в Дельфы будет примерно стоить 40 евро на человека, плюс входные билеты со скидкой группы (6 евро вместо 9, если идете без группы). Многие (как и мы) взяли поездку Афины-Дельфы-Метеоры. С услугами гида, нашей неподражаемой Доры, трансфером туда и обратно, с гостиницей в Метеорах (там ночевали) и завтраком, который входил в стоимость номера обошлось 120 евро на человека.  Если посчитать в сумме, то это выгоднее и интереснее, чем просто поехать в Дельфы или Метеоры отдельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.